STARTREK... Как много в этом слове |
---|
А эта маленькая страничка посвящена древней компьютерной игрушке под названием "Startrek". "Древней" - это значит действительно древней, первоначально написанной где-то в начале 70-х годов по мотивам одноименного телесериала.
У буржуинов в 70-х этот телесериал считался культовым. Был и более поздний ремейк. Я отдельные куски и того и другого видел в середине 90-х. И то и другое - примитив, IMHO. L В те времена умели снимать и более интересное кино на аналогичную тему, например, "Космическую одиссею" Стенли Кубрика. Да и наши "Туманность Андромеды" и "Москва-Кассиопея" выглядели посолидней. Тем не менее...
Считается, что первую версию игрушки написал Майк Мэйфилд в 1972 г. Не знаю как фильм, а игрушка действительно была культовой. В течение 70-х годов эту игрушку портировали практически на все существующие в те времена языки и аппаратные платформы. Например, широко известен вариант на языке Basic, который вполне запускабелен даже сейчас, при помощи интерпретатора GW-Basic. Причем важно иметь в виду, что был 1) "Startrek", и были 2) просто игрушки "на тему". Портируя "Startrek", требуется соблюдать не только внешний вид и систему команд, но и алгоритм, текстовые сообщения, числовые параметры объектов и т.п. Изобретая же что-нибудь свое "на тему", можно было этого не придерживаться. Помню, и я писывал нечто подобное, буквально дня за два.
Но был по крайней мере один "ненастоящий Startrek", который тоже стал знаменит почти как прообраз. Он был написан в 1977 году и получил название "Superstartrek", и тоже приобрел характер культового, в основном среди юзеров машин фирмы DEC с операционками RT-11 и RSX-11M. Для малознакомых с реалиями тех лет перевожу на советский язык: для машин типа CM-4, CM-1420, Электроника-60, ДВК-4 и пр., работавших с операционками РАФОС и ОСРВ. Вот так понятней? J
Вот, для сравнения, слева экран классического "Startrek"-а, а справа - "Superstartrek"-a. Почувствуйте, как говорится, разницу.
Вообще, "Superstartrek" гораздо сложнее и увлекательенй. Если обычный "Startrek" в силу своей примитивности потянет только в качестве игрушки для мобильного телефона, то "Superstartrek" - это уже не шишки-мышки и даже не хухры-мухры. Это серьезно. J
Давайте немножко потренируемся. Вот это - что?
Правильный ответ: несмотря на авторское название, это НЕ "Superstartrek", а очередной, 123-й или 321-й по счету порт простого классического "Startrek"-а. Видимо, Арви Хэккер просто никогда не слышал о "Superstartrek"-e, или слышал что-то где-то краем уха, но зато решил, что все, что он делает лично, автоматически должно получать приставку "супер". А это не так. Короче, если кто-то вздумает основать свой собственный рынок с бабушками, торгующими семечками, и назвать это "супермаркетом", не верьте вывеске! J
Ну а теперь давайте займемся делом. Я буду описывать именно "суперстартрек", с которым у неня связаны самые... (масса позитивных эпитетов)... воспоминания юности.
Итак, вы, естественно, капитан Кирк, командир огромного звездолета "USS Enterprise". Настолько огромного, что внутри располагается целый лабиринт из ярко освещенных коридоров, по которым туда-сюда непрерывно шастают толпы симпатичных мальчиков и девочек в разноцветных комбинезончиках. Это, так сказать, обслуживающий персонал звездолета, хотя нафига они на самом деле нужны - непонятно. Абсолютно все, что необходимо для полета (включая управление, ремонт, разведывательные экспедиции, etc.) выполняет либо сам капитан Кирк, либо небольшая кучка его товарищей - доктор Спок с планеты Вулкан, штурман Чехов, лейтенант Ухура и пр.
В телесериале ваша цель - шляться по разным планетам, встречаться с разными инопланетянами и природными явлениями, "и так без конца до конца". J В игрушке же - очищать галактику от "клингонов" (в телесериале их перевели как "клингонцы", а в мои времена их иногда называли просто "клингами") и их приспешников "ромуланов".
Галактика разбита на 8х8=64 квадранта. Карту Галактики можно посмотреть командой "C". Уже разведанные квадранты на карте отмечены числами, неизученные - просто точками. Числовая метка расшифровывается так: сверхновые-клингоны-базы-звезды. Например, в квадранте 8-4 (обратите внимание, что сначала идет координата Y, а потом X) нет сверхновых, зато 4 врага, одна база и 9 звезд.
"Энтерпрайз" имеет сканер ближнего действия (он позволяет увидеть только текущий квадрант и запускается командой "S") и дальнодействующий локатор (он умеет смотреть в 8 соседних квадрантов и запускается командой "L").
Вот мы залетаем в этот квадрант и видим Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и... Мюллера! Пардон, мы видим, конечно же, немножко других персонажей, но это еще вопрос - кто из них хуже. Итак, "K" - это обычный клингонский боевой звездолет, в одиночку не особо опасен, но когда они навалятся стаей, то мало не покажется. Обычно, чтобы его угрохать, хватает одной торпеды. "C" - это коммандер, командирский звездолет. Это зверюга серьезная, с более мощными защитой (вынь да положь три торпеды!) и вооружением. Если дело запахнет жареным, может сбежать в соседний квадрант (в то время как простые клингоны привязаны к одному квадранту). Способен перехватывать "Энтерпрайз", летящий через Галактику, и притягивать его в свой квадрант. "S" - это суперкоммандер, он умеет делать все, что умеет обычный коммандер, а еще он постоянно самостоятельно путешествует из квадранта в квадрант, и если встретит планету ("P") или базу ("B"), то уничтожает их. Редиска этакая! "R" - это ромулан, союзник клингонов, он не всегда бывает агрессивен и, в принципе, можно его не трогать, но за него дается немало очков. "T" - это толиан, мирный космический "паучог", который способен за 4 хода опутать весь квадрант своей пуленепробиваемой паутиной. Опутал - пиши пропало, так и сгниешь в квадранте. Но у "Энтерпрайза" все же есть шансы: во первых, толиан скачет по углам квадранта, и пустив наудачу 3 торпеды, можно с вероятностью 0.75 его угрохать; во-вторых, толиан не опутывает (или опутывает не полностью) те стороны, на которых размещены звезды или звездолеты. "B" - это наша база, к ней надо подлететь вплотную и командой "D" подзарядиться торпедами и энергией. Пустая клетка - это черная дыра, она умеет глотать пролетающие мимо торпеды, да и летать через нее смертельно! Звездочка - это звезда, лететь через нее невозможно, а попаданием торпеды можно превратить в черную дыру (заодно повредив расположенные рядом звездолеты).
Как воевать с врагами? Если их в квадранте немного, то можно обойтись фотонными торпедами (команда "PHO"). Но за один ход можно пульнуть только три торпеды, так что если врагов много больше, то, скорее всего, империя нанесет ответный удар. Поэтому массовую разборку лучше всего начинать с удара фазерами (команда "PHA"). Есть еще "DEATHRAYS", но они действуют один раз и с очень высокой вероятностью разрушают не только врагов, но и "Энтерпрайз".
Как перемещаться? Есть несколько способов, но чаще всего достаточно использовать команду "M" в режиме "A" (автоматически).
Ну, вот этих сведений практически достаточно, чтобы начать игру и одержать первые победы. А дальше надо читать документацию, а кое-что изучать путем проб и ошибок. Ведь на успех игры влияют множество разных факторов: планеты (на которых иногда можно разжиться дилитиумом и конвертировать его в энергию, когда condition=YELLOW); сверхновые (которые уничтожают все в своем квадранте, и летать через эти квадранты нельзя); автоматические зонды (которые можно послать в дальнюю разведку); неопознанные космические объекты "?" и многое-многое другое!
Что? Этого вам недостаточно? Ну хорошо, хорошо. Давайте рассмотрим простенький пример, соответствующий ранее рассмотренным рисункам.
Итак, мы вылупились в квадранте 7-1. Первым делом оглядываемся (команды "S" и "L"), затем, обнаружив, что врагов рядом нет, смотрим на карту (команда "С") и решаем слетать к ближайшей своей базе. Для этого даем команду "M A 8 4 5 5" (здесь "A" - автоматически, "8 4" - координаты квадранта, "5 5" - координаты внутри квадранта). Если бы мы захотели переместиться внутри своего квадранта, то дали бы просто команду "M A 5 5".
Ну ладно, прилетаем мы на родину... Опа! Квадрант кишмя кишит врагами! И тут надо крепко чесать репу, чтобы не погибнуть в первый же день войны. Начинаем бой командой "PHA" и назначаем для удара 1000 единиц энергии. Ба-бах-х-х! Простой клингон и ромулан дохнут, а коммандер и суперкоммандер только слегка повреждены. Не удивительно, ведь они далековато (а фазеры тем эффективней, чем ближе враг), да и защищены получше. И они отвечают торпедами! Бам-с! Коммандер не рассчитал траекторию, и его торпеда нырнула в черную дыру, зато торпеда от суперкоммандера слегка ранит нас (повреждения можно посмотреть командой "DAM"). Ах так?! Командой "M 1 1" перелетаем в левый верхний угол квадранта (враги не мешают) и стреляем тремя фотонными торпедами "PHO 3 6 1 6 1 5 8". Первая торпеда попадает в коммандера с координатами 6-1, он поврежден и отброшен в сторону. Поэтому вторая торпеда, направленная в ту же точку, проходит мимо. Зато третья торпеда, которую мы специально направили в звезду, вызывает взрыв, от которого детонирует соседняя звезда, и, оказавшись рядом с двумя вспышками, гибнет суперкоммандер. А что же простой коммандер? Подраненный нашей торпедой, он убегает зализавать раны в соседний квадрант 8-3, где и без того роятся и кучкуются 6 врагов (теперь, если мы посмотрим на карту, их будет уже 7). Да, кстати! В секторе же живет толиан, и пока мы воевали, он успел опутать две стороны квадранта. Но мы сидим в точке 1-1, и для нас открыт путь в Галактике и влево, и вверх. Но нам этого мало, мы пускаем наудачу (т.к. не знаем, куда паук перескочит) еще 3 торпеды: "PHO 3 10 1 1 10 10 10". Бдыц! Толиан в точке с координатами 10-1 получает в пузо торпеду и дохнет. Ура! Теперь можно подлететь вплотную к базе ("M A 10 10" и "M A 8 7". Почему в 2 приема? Потому что прямой путь заблокирован зведой и черной дырой), командой "D" пришвартоваться к ней - подлечиться, заправиться и перевооружиться. Все! Можно продолжать свой "звездный путь" по Галактике!
Понравилось? Тогда скачайте вот этот архивчик и играйте на здоровьице.