Стили футбольной игры
by Alessio

[ Назад ]

Внимание! У сайта два зеркала: http://drmad.chat.ru и http://www.nf-team.org/drmad/kostya/. Возможно, на одном из них лежит более свежий вариант этой страницы!

Автор этих материалов - А. Моиссев aka Alessio. Я разместил их на своем сайте просто для того, чтобы они всегда были под рукой.

Стили футбольной игры

Стиль игры – это способ, согласно которому используется выбранная командой система игры. Подобно системе игры, выбор и успех стиля игры зависит от способностей каждого из игроков и общего уровня вашей команды. Однако, не стоит забывать о прочих внешних факторах, таких как, например, погода, которые оказывают серьезное влияние на выбор и адаптацию стиля игры. Разные команды часто используют абсолютно непохожие стили, зависящие от клубных традиций или личных пристрастий тренера. Описание разных стилей игры, применяемых в футболе, можно увидеть ниже.

Стили атаки

Быстрый розыгрыш

Не стоит путать этот стиль с чем-то вроде «бей-беги». Быстрый розыгрыш мяча похож на «бей-беги» тем, что команда направляет мяч вперед как можно быстрее, но отличается тем, что делает это сознательно, направляя мяч партнеру, который может быстро завершить атаку или сохранить мяч. «Бей-беги» означает, что мяч просто посылается вперед в надежде, что партнер сможет получить его. Передачи, используемые в быстрой игре, рассчитаны на мгновенное использование возникающих в обороне соперника проблем, например на свободное место, возникшее в результате ухода на фланг защитника вслед за форвардом. В то же время команда, играющая в стиле «бей-беги» часто просто направляет мяч своему игроку, вне зависимости от того, свободен он или нет, в надежде, что он сможет самостоятельно справится с проблемой.

Медленная конструктивная игра

Часто используется командами с так называемыми «талантливыми» исполнителями. Он состоит в методичном использовании многочисленных передач по всему полю, часто в линии полузащиты или даже защиты. Цель – сохранение мяча до тех пор, пока не появится возможность использовать свободную зону и возможность нанести удар по воротам. Этот стиль требует высокого технического мастерства, так как последнее действие в атаке, как правило, имеет «взрывной» характер и сопряжено с потерей мяча.

Игра на контратаках

Команды, использующие этот стиль игры, позволяют оппонентам переходить середину поля и вытягивают прессингующих игроков на свою половину поля. Как только противник теряет мяч, обороняющаяся команда стремится атаковать как можно быстрее и точнее. Часто это осуществляется с помощью длинного паса, который отрезает несколько игроков соперника, оставляя защиту противника в меньшинстве. Этот стиль не требует большого умения, чтобы добиться совершенства в его использовании.

Тотальный футбол

Термин, используемый для описания манеры игры, который использовался великой голландской сборной в 70х годах. Требует игроков, которые высокой технической и физической подготовкой, равно как и умением менять свои роли на поле, заменяя друг друга. Во время атаки игроки рассыпаются по полю и постоянно меняются местами, что чрезвычайно затрудняет задачи, ложащиеся на оборону противника.

Стили обороны

Блочная защита

Называется так оттого, что в ней используется оборонительный блок. Расстановка 4-4-2 знаменита своей четверкой защитников, которая использует зонный принцип защиты. Этот блок из 4х игроков одновременно движется вперед и назад, в зависимости от обстановки на поле. Здесь большое значение играет взаимодействие между игроками, благодаря которому обеспечивается отсутствие свободных зон или незакрытых игроков.

Плотный прессинг

Эту манеру игры можно назвать атакующим стилем защиты. Такие команды пытаются отобрать мяч как можно быстрее и как можно ближе к воротам соперника, вне зависимости от того, на каком участке поля этот мяч находится. Это требует от прочих игроков обороны одновременного выдвижения вперед, для создания давления на игроков противника. Поэтому, зачастую параллельно используется искусственный офсайд, чтобы не дать атаке соперника развиваться. Кроме того, игроки соперника вынуждены играть как можно более быстро (зачастую длинным пасом), и имеют меньше времени на то, чтобы выбрать наилучший вариант продолжения атаки и выполнить его правильно, что делает офсайдную ловушку еще эффективнее.

«Слабый» прессинг

Это манера игры, при которой команда приглашает оппонента атаковать, вытягивая прессингующих игроков соперника. Когда мяч потерян, команда отходит назад, на свою половину поля и начинает атаковать соперника, когда тот пытается перейти центральную линию поля. Две разных линии или блока игроков располагаются около своей штрафной площади и «разбирают» оппонентов. Этот стиль игры часто сочетается с контратаками.

Национальные особенности стиля
by Alessio

Британский стиль

Агрессивность в единоборствах и безостановочное движение – вот характерные особенности британского футбола. Зачастую команды не меняют темп и ритм игры на протяжении матча, неизменно поддерживая высокие скорости. Несмотря на то, что некоторые команды добиваются успеха, прибегая к более контролируемой игре, большинство прочих предпочитают простой и прямолинейный метод длинных пасов, направляемых непосредственно к чужой штрафной площади. Такой стиль игры прост и, несмотря на некоторую устарелость, статистически весьма эффективен. От каждого игрока ожидается выполнение большого объема работы на поле. Как только мяч получен, он обязан как можно быстрее направить его к воротам соперника, поддерживая его оборону в напряжении и создавая голевые моменты. Стандартные положения – один из важнейших компонентов игры: угловые, штрафные и вбрасывания из-за боковой линии как правила нацеливаются прямо в штрафную соперника и особо отрабатываются на тренировках. Отличный пример этого стиля – сборная Ирландии 80х годов. Высокие игроки атаки, такие как Каскарино, всегда были готовы к борьбе за верховые мячи, направляемые вперед защитниками. Уимблдон, обладатель Кубка Англии 1988 года был знаменит своим агрессивным подходом и командным духом. Игроки, подобные Винни Джонсу, могли носиться по полю весь матч, отбирая мяч, расстраивая игру соперника и при любой возможности запустить мяч вперед, надеясь, что игроки типа Джон Фашану выиграет верховую борьбу и создаст остроту у чужих ворот.

Норвежский стиль

Как известно, нет больших фанатиков, чем новообращенные. Норвежский стиль очень похож на британский, однако стоит упомянуть некоторые тонкие различия. Во-первых, этот стиль был создан для того, чтобы максимально использовать ограниченные возможности игроков и справляться с суровыми погодными условиями. Кроме того, назначение Эгила Ольсена тренером сборной сыграло большую роль в становлении стиля, так как он строго верит в детальный анализ матчевой статистики (известно, что 91% всех голов забит в результате комбинаций, состоящих из 5 и менее пасов).

Норвежский стиль нацелен на то, чтобы определить требования конкретной игровой ситуации, в особенности в том, что касается обороны соперника. Если защита плохо справляется с контратаками, задача состоит в быстром завершении атак быстрейшим и простым способом. Это приводит к большому количеству потерь, но вместе с тем, ведет к большему количеству голевых моментов. Если защита действует уверенно, используются простые длинные передачи. Норвежцы проанализировали то, как наилучшим образом использовать эти длинные передачи против организованной защиты противника. Это требует от игроков коллективного движения вперед, особенно движения игроков позади первого форварда, который скидывает им мяч. Кроме того, использование длинных передач приводит к тому, что сборная Норвегии редко теряет мяч на своей половине поля.

Система игры, используемая Норвегией, базируется на расстановке 4-5-1 в сочетании с зонной моделью защиты. Особенно интересна игра полузащиты, когда команда в обороне. Обычно, 5 полузащитников располагаются в виде прямой линии в непосредственной близости около мяча, двигаясь единым блоком. Полузащитник, располагающийся ближе всего к мячу, прессингует. Если игрок, владеющий мячом, покидает «зону ответственности» прессингующего игрока, тот отходит назад, а прессинговать принимается другой игрок.

Итальянский стиль

Этот стиль характеризуется медленным, осторожным развертыванием атаки, особенно в самой Италии и безжалостной плотной игрой в обороне. Терпение – вот имя такой игре, и итальянские команды часто обвиняются в склонности к оборонительной игре. Этот стиль характеризуется большим количеством передач между защитой и полузащитой и частыми возвращениями назад нападающих, которые помогают сохранить мяч. Задача – максимально усложнить задачу сопернику и увести игроков обороны за собой, создавая свободное пространство. Организацию атаки итальянцы часто возлагают на игрока под номером 10, так называемого «диспетчера». Классический пример - Роберто Баджо на ЧМ-94. Не так давно, на ЧЕ-2000 сборная Италии в очередной раз продемонстрировала классический образец национального футбола, показав строжайшую игру в обороне и умение забить решающий мяч.

Южноамериканский стиль

Великолепные команды Бразилии в 1970 и Аргентины в 1978 годах продемонстрировали то, как этот стиль выигрывает крупные турниры. Бразильская игра представляла собой превосходное комбинирование точных коротких передач, артистических трюков, отличной техники и умения неожиданно взорвать оборону сольным проходом или пасом. Однако до 1994 года Бразилия не выигрывала чемпионаты мира с 1970 года. Основной причиной этого принято считать неспособность организовать талантливых исполнителей в единой командной игре. Без поставленной командной игры никакие исполнители не дадут результата в долговременном турнире. Однако, в последние годы все больше бразильцев играют в Европе, что помогает им научиться подчинять свой талант требованиям команды. Это позволило им использовать более систематизированный подход к игре. Команда, игравшая на ЧМ-94, отличалась строгой игрой в обороне, давая, вместе с тем, игрокам вроде Ромарио или Бебето, возможность широко использовать свои способности.

Африканский стиль

Он может быть описан, как максимально неортодоксальный в использовании игроками своего тела. Команды, как правило, превосходно готовы физически и легко поддерживают рваный ритм, создавая за счет этого голевые моменты. Однако, замысловатая техника и неумение сладить с собственными нервами в завершении атаки и в сложных оборонительных ситуациях зачастую являются их основными слабостями. Хотя значительное количество игроков из Африки в последнее десятилетие успешно выступают в европейских клубных чемпионатах, в сборных ситуация по-прежнему не самая радужная.

Превосходным примером африканского футбола является сборная Камеруна, образца 1990 года, ведомая форвардом Роже Милла. В матче со сборной Англии зрелищная атакующая игра, приведшая к 2м забитым мячам, была напрочь перечеркнута двумя грубыми фолами в своей штрафной (2 пенальти и 2 удаления), и тремя пропущенными голами. Однако мало кто забудет тот энтузиазм и интерес к турниру, который вызвала игра этой команды. Именно она открыла миру африканский футбол.